Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Декабрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
77881
Всего
247208915

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Разве может Голгофа быть турбазой?. Православие на Северной земле
05/12/2010 17:58

Разве может Голгофа быть турбазой?

Удобно защищать коммерческий туризм, называя его «светским» в пику паломничеству. Удобно столкнуть в очередной раз музейщиков с духовенством: пусть выясняют отношения друг с другом, пусть опять друг друга проклянут, забыв, что цель у них одна - сохранить святыню. В романе Стругацких герой называл этот прием «кидать камни по кустам», то есть отвлекать людей, пускать их по ложному следу, вести к ложной цели. В нашем случае эти камни летят в адрес Церкви. Пугая людей мифическими зловещими намерениями, легко затемнять реальные проблемы, уводить в тень собственные интересы. А пока идут споры, под шумок можно и дальше расширять свой бизнес, паразитируя на историческом наследии Церкви и инфраструктуре Соловков...

Автор статьи «"VIP-скиты" вместо турбаз» («Новая газета» от 8 ноября 2010 года) скорее всего сознательно искажает картину происходящего в настоящее время на Соловках, говорится в комментарии председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, опубликованном в сегодняшнем номере «Новой газеты» (№ 131 от 22 ноября 2010 г.).


Вокруг Соловецкого монастыря сегодня существуют определенные проблемы. Отрицать их - значит закрыть самим себе путь в будущее. Пожалуй, главная из этих проблем в том, появится ли на месте гибели жертв Соловецкого концлагеря музейный, научный и учебно-просветительский центр их памяти, на чем настаивает Патриарх, либо же бизнес создаст здесь международный рекреационный центр «а-ля рюс» для ищущих отдыха и развлечения туристов. Это как раз тот самый действительно серьезный вопрос, от которого автор статьи «VIP-скиты» вместо турбаз» пытается увести внимание читателей к пространным рассуждениям о том, почему недопустимо передавать Церкви имущество религиозного назначения.


Соловки - типичный пример того, какие тугие узлы противоречий завязала история нашей многострадальной страны в минувшем столетии. Работники музея отстаивают свое право на владение монастырским культурным наследием. Церковь напоминает, что монастырь в свое время строился именно монахами и для монахов, а в годы гонений Соловки стали русской Голгофой, местом гибели множества священнослужителей и мирян. Разве может такое место быть домом отдыха или турбазой? В свою очередь, туристы с советских времен привыкли приезжать сюда полюбоваться северной природой и хорошо отдохнуть, мало соотнося свой отдых с тем, что ходят они по всероссийскому кладбищу, месту великой трагедии ХХ века. Есть, конечно же, свои интересы у организаторов туристического бизнеса. И, отстаивая эти интересы, они порой позволяют себе нечестные приемы. Ложь о Соловках в условиях рыночной экономики выгодна слишком многим.


Вот и автор статьи о мифических VIP-скитах (которых пока что нет и не предвидится, но которыми всех уже старательно пугают) откровенно передергивает факты. Что сказать, к примеру, на утверждение, будто «расходы по содержанию переданных монастырю зданий продолжает нести музей, то есть госбюджет»? Можно ответить только вопросом на вопрос: откуда такие смелые утверждения, никак не подкрепленные фактами? Да и нет этих фактов в природе. Монастырь из госбюджета не финансируется. Вряд ли это ошибка, скорее нарочитая неправда.


Такая же, как и утверждение о том, будто «в ведение монастыря за этот год перешли не только все важнейшие здания и памятники, но и часть коммунальной инфраструктуры острова - причалы, дороги». На самом деле никто не передавал Церкви ни причалы, ни дорожную сеть.


Также в статье упоминается остров Валаам, на который якобы нельзя попасть без специального одобрения паломнической службы. При этом автор не объясняет, каким образом попадают туда сотни туристов, ежедневно отправляющихся на Валаам теплоходами от Речного вокзала Санкт-Петербурга.


Помимо всей этой лжи, то ли случайной, то ли нарочной, есть еще манипуляция фактами. К примеру, среди жителей острова действительно есть те, кто выражает озабоченность по поводу возвращения Церкви ее исторического наследия. При этом нельзя игнорировать приветственный адрес, переданный Святейшему Патриарху Кириллу в августе этого года, под которым оставили свои подписи 400 человек, жители и гости Соловецкого архипелага. В частности, в документе говорится: «Наконец-то прекратилось противостояние музея и монастыря. Благодаря усилиям нового наместника монастыря, назначенного ныне и директором музея, активизировалось растянувшееся на многие годы возвращение Соловецкому монастырю его исторического достояния». Отметим, что Церковь очень чутко относится к нуждам соловчан. Недаром на встрече с поселковыми властями Соловков Патриарх так много говорил о необходимости социальных гарантий местным жителям.


Удобно защищать коммерческий туризм, называя его «светским» в пику паломничеству. Удобно столкнуть в очередной раз музейщиков с духовенством: пусть выясняют отношения друг с другом, пусть опять друг друга проклянут, забыв, что цель у них одна - сохранить святыню. В романе Стругацких герой называл этот прием «кидать камни по кустам», то есть отвлекать людей, пускать их по ложному следу, вести к ложной цели. В нашем случае эти камни летят в адрес Церкви. Пугая людей мифическими зловещими намерениями, легко затемнять реальные проблемы, уводить в тень собственные интересы.


А пока идут споры, под шумок можно и дальше расширять свой бизнес, паразитируя на историческом наследии Церкви и инфраструктуре Соловков. К слову, люди, которые этим занимаются, вряд ли считают себя неправыми. Скорее всего, они судят по самим себе и действительно верят в то, что Церкви нужны только VIP-скиты, а музейщикам лишь VIP-экскурсии. Ведь молитва, наука и просвещение - слишком далекие понятия, чтобы принимать их в свои коммерческие расчеты.


Конечно, в том, что сегодняшняя ситуация так легко поддается недобросовестным толкованиям, есть свои причины. Далеко не все работники музеев готовы профессионально решать современные задачи общенационального значения. Церковь же только приступает к формированию комплексного долгосрочного проекта сохранения и восстановления Соловков и недостаточно информирует общество о своих первых шагах. Но и Церковь, и музейных работников можно понять. Первая не торопится с обнародованием масштабных планов, еще не прошедших всесторонние профессиональные обсуждения, дабы не совершить ошибку. Вторые переживают за дело всей своей жизни, что вполне понятно и похвально.


Увы, если монастырь и музей, Православие и культуру удастся поссорить, задача тех, кто сегодня бросает по кустам камни, увенчается успехом, и коммерция решительной поступью выйдет на передний план. А значит, на Соловках не будет ни монашеской молитвы, ни центра памяти о подвиге и трагедии ХХ века, о котором мечтает Патриарх. Зато будет еще больше сувениров, отдыхающих туристов, шашлычных. И танцев на костях наших предков.

Владимир Легойда

Фото: Сергея Веретенникова

www.patriarchia.ru




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска


Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter