Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Сентябрь 2019 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
5381
Всего
224366524

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности. Православие на Северной земле
20/05/2019 10:10

Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности

Когда смотришь на ряды незнакомых лиц, они все кажутся одинаковыми, тем более в какой-то форме. Различить сразу можно разве что архиереев: на фотографии почему-то сразу два, хотя должен быть один - тот, кто управлял епархией на момент снимка. Эту загадку оказалось проще всего разгадать: слева - епископ Алексий Соболев, который был епископом Вологодским и Тотемским в момент поступления в семинарию тех, кто в 1909 году закончил IV класс. Справа - епископ Никон (Рождественский), сменивший владыку Алексия на Вологодской кафедре в 1906 году...

В дар Вологодской духовной семинарии недавно передали фотографию учащихся и преподавателей семинарии 1908-1909 учебного года. Фотография, сделанная в Вологде 110 лет назад, таит в себе немало таинственного. Загадочна и сама история появления снимка в Вологде.

Люди Церкви. Загадки снимка вековой давности 

Групповой портрет с тайнами

- Сначала пришло письмо, - рассказывает иеромонах Ферапонт (Широков), старший помощник проректора Вологодской духовной семинарии по воспитательной работе. - Автор рассказал, что ему по наследству перешла фотография учащихся нашей семинарии, но история ее неизвестна: владелец снимка скончался, и какое он имел отношение к семинарии, осталось неизвестным.

Есть на фотографии надпись: «IV класс, 1908-9-й учебный год». Но ведь в семинарии учились шесть лет! Ребята, изображенные на снимке 1909 года, закончили учебу в 1911-м, казалось, тогда бы и фотографироваться. Но была такая в Вологде традиция. А может, и не только здесь…

Об этой загадке мы рассуждали вместе с протоиереем Алексием Сорокиным - одним из лучших в Вологде знатоков церковной истории Русского Севера. Вместе с ним и отцом Ферапонтом разглядывали групповой портрет семинаристов.

Когда смотришь на ряды незнакомых лиц, они все кажутся одинаковыми, тем более в какой-то форме. Различить сразу можно разве что архиереев: на фотографии почему-то сразу два, хотя должен быть один - тот, кто управлял епархией на момент снимка. Эту загадку оказалось проще всего разгадать: слева - епископ Алексий Соболев, который был епископом Вологодским и Тотемским в момент поступления в семинарию тех, кто в 1909 году закончил IV класс. Справа - епископ Никон (Рождественский), сменивший владыку Алексия на Вологодской кафедре в 1906 году.

Епископ Алексий управлял Вологодской и Тотемской епархией чуть больше десяти лет. Россия не была спокойной в то время, и Вологодская семинария не осталась в стороне от потрясений. Владыка Алексий, как вспоминали знавшие его, любил свою паству любовью отца, болел и скорбел ее нуждами. К нему нередко обращались за помощью, и он помогал не только архипастырским наставлением и утешением, но и, если требовалось, оказывал материальную поддержку. Владыке Алексию шел 70-й год, когда он уехал из Вологды. Возраст солидный, однако маститый старец всегда был готов к переменам, если считал их полезными для церковной жизни. Он был сторонником расширения сферы интересов богословского образования, включения в программу духовных школ светских наук, полезных для расширения кругозора будущих пастырей. В то время в состав Вологодской епархии входили земли, населенные зырянами (народом коми), и епископ Алексий однажды издал особое воззвание к ним на зырянском языке: таким образом он стремился привлечь православных всех национальностей к поддержке Императорского православного палестинского общества (владыка был председателем Вологодского отделения этого влиятельного сообщества). Скончался епископ Алексий (Соболев) на 85-м году жизни - в тот самый день, когда исполнилось полвека его служения в священном сане.

Это произошло в 1911 году, когда закончили учебу семинаристы, сфотографировавшиеся на память в 1909 году.

Епископ Никон (Рождественский) управлял Вологодской епархией шесть лет. Уже ко времени переезда в Вологду он был известен всей России как журналист и писатель, редактор и издатель «Троицких листков» - религиозно-просветительского издания для народа, выходившего в Троице-Сергиевой лавре огромными тиражами. За 30 лет существования общий тираж «Троицких листков» составил 136 миллионов экземпляров! Свою просветительскую деятельность владыка Никон продолжал до конца жизни, скончался он в 1919 году.

Епископы-однокашники

На снимке 1909 года есть и еще два епископа, но архиереями они стали спустя много лет по окончании семинарии.

Иоанн Мальцев закончил семинарию одним из лучших - по первому разряду, как тогда определяли. Епископ Никон наградил его книгой «За доброе настроение при отличных успехах». В 1915 году Иоанн закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Вернулся в Вологду, женился, был священником городских храмов, в том числе и кафедрального собора. В 1921 году примкнул к обновленчеству, служил в обновленческих храмах Череповца, Иванова, Тамбова… Исследовали отмечают, что в его секретном личном деле нет сведений о сотрудничестве с НКВД. Не снимая сана, закончил курсы бухгалтеров и работал по этой специальности в Кинешме. В 1944 году принес покаяние и принят в Русскую Православную Церковь в сане протоиерея. Настоятельствовал в Богородском кладбищенском соборе, а в 1945 году был пострижен в монашество с именем Иустина и рукоположен в Ленинграде во епископа Вологодского и Череповецкого. По мнению властей, владыка Иустин был «часто толкующим о своих правах». Он подавал ходатайства об открытии в Вологде монастыря и пастырских курсов, хотел организовать концерты духовной музыки, но ни одна его просьба не была удовлетворена.

Может быть, именно активность владыки послужила причиной его перевода в 1949 году сначала в Псков, а через два месяца - в Казань. Приехал он туда уже тяжело больным. Как вспоминают старожилы, новый архиерей совершил всего три Литургии и слег. 4 апреля 1950 года епископ Казанский и Чистопольский Иустин скончался, не дожив до 60 лет.

Другой архиерей из выпуска Вологодской духовной семинарии 1911 года, Иоанн Леоферов, в духовной академии не учился. Через год после окончания семинарии он стал священником, служил в сельских приходах. В годы Первой мировой войны (тогда ее называли Отечественной) был священником Вологодского полка, принимал участие в боях на Карпатах. Вернулся отец Иоанн домой в 1917 году, вскоре скончалась его матушка, оставив его с двумя малолетними детьми. Отец Иоанн Леоферов, как и его однокашник Мальцев, не избежал соблазна обновленчества. В годы войны он служил в Тамбове - может быть, он и встречался там с отцом Иоанном? В 1944 году на Тамбовскую кафедру назначили архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), протоиерей Иоанн принес покаяние, вернулся в лоно Русской Православной Церкви и стал верным помощником архипастыря, которого уже в наше время прославили в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1949 году, когда владыки Луки уже не было в Тамбове, отец Иоанн Леоферов вступил в братию Почаевской лавры, где принял монашеский постриг с именем Иннокентия - в честь преподобного Иннокентия Комельского. На следующий год скончался наместник знаменитой обители архимандрит Иосиф, священноначалие назначает руководить Почаевской лаврой уроженца Вологодчины.

Путь архиерейского служения начался для Преосвященного Иннокентия в 1953 году в Кировограде. Затем он управлял Алма-Атинской епархией, а с 1960 года - Калининской, где пребывал до самой кончины, последовавшей в 1971 году на 81-м году жизни архиепископа Иннокентия.

Сто десять лет назад Вологодскую семинарию окончило более пятидесяти человек. Судьба большинства из них неизвестна. Одно можно сказать - легкой она вряд ли была…

 

 

http://vologda-mitropolia.ru/articles/item/13845-lyudi-tserkvi-zagadki-snimka-vekovoj-davnosti ;




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







«Имуще едину мысль во двою телу...»

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии...
ЦЕРКОВНЫЙ ГОД Назидательное чтение для новоначальных

Церковный календарь – это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его Сына, призывающего каждого из нас к божественному совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса возведет», – говорится в церковном песнопении. «Для того Бог вочеловечился, – писали древние святые, – чтобы человек обожился», то есть стал «богом по благодати»...
Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского

... почему медлили высадившиеся на берегу Невы в первой декаде июля шведы, и почему так спешил Александр Ярославич: шведы дожидались немцев, но те опоздали. И хотя 15 июля 1240 г. князь Александр Ярославич разбил шведов, у него уже не осталось сил для отражения в августе-сентябре нашествия с запада «задержавшихся» немцев. Немецкие рыцари, не торопясь, захватили крепость Изборск, разбили посланный на выручку Изборска отряд из Пскова, взяли вскоре и сам Псков, и подошли на 30-40 верст к Новгороду. Они оккупировали берега Невы, Ладожские земли и Карелию, построили близ Финского залива крепость Копорье. Если монголо-татары прокатывались волной, опустошая русские земли и увозя все, что можно было забрать с собой, то немецкие католические рыцари основательно оседали на захваченных землях. И даже получали на это из Рима «узаконенное право»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Апофеоз толерантности

Практических результатов внедрения вируса толерантности много. Это и сомнительная «социальная реклама» на улицах, и выкручивание рук учителям, которые не смеют делать замечания малолетним хамам и даже выставлять их за дверь класса, и бездействие Роскомнадзора, прокуратуры и полиции, когда речь идет о растлении детей опасным контентом в соцсетях, и кампании по обучению детей секс-просвету, и навязывание психологов и социального сопровождения, и многое другое. Но есть и прямые инъекции толерантности. Это, в первую очередь, проводимые в школах тематические «дни», «недели» и уроки толерантности. Если кто-то думает, что это все безобидные мероприятия, он глубоко заблуждается: даже объявления о днях толерантности размещаются на информационных стендах, доступных для детей, зачастую вместе с флагами и символикой ЛГБТ-сообществ(содомитов)... 










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter