Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Ноябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
44407
Всего
246825896

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Покаянный путь Лявли. Православие на Северной земле
11/10/2007 13:33

Покаянный путь Лявли

Где же еще быть приделу новомучеников, как не в Лявле? - разводит руками Суханов. - Когда он будет освящен, очень бы надо провести крестный ход. Покаянный, от Жаровихи к нам в Лявлю. Раньше-то хотел начать в привокзальном районе Архангельска - там ведь тоже все на костях построено. Потом понял, что по городу пройти будет тяжело - придется дорожное движение частично перекрывать...

"Через каждые три километра я буду вам говорить: а здесь тоже надо отслужить панихиду", - с ктитором* Николаем Васильевичем Сухановым, бывшим старостой лявлинского прихода (Приморский район Архангельской области), мы едем вдоль расстрельных рвов. Дорога от Трепузово до Малых Карел - в общей сложности девять захоронений репрессированных. "Эта машина по уничтожению людей работала без перерывов, без остановок. Когда я это понял... что-то случилось. Я мог бы, наверное, в сумасшедший дом угодить. Не смейтесь. Сумасшедший дом - он же для ду-шев-но-боль-ных людей. То есть тех, у кого душа больна. Вот с душой моей что-то случилось, какие-то движения в ней произошли... Но я начал восстанавливать храм - и это меня спасло".

Ключи от храма

О том, как он стал старостой, Суханов рассказывает просто. Случайно, говорит, совершенно случайно. "15 лет назад шел из школы - я математику преподавал - по своим делам. На пути меня встречает глава сельской администрации Вера Николаевна Яковлева. Говорит: "Николай Васильевич, не знаю, кому ключи от храма отдать". Дайте мне, говорю. Когда мне предложили стать старостой, я не отказался. Был ли я тогда верующий, воцерковленный человек? Да нет, вряд ли..."


Спорное слово "случайно", не лявлинское. Здешние события - скорее бусины с одной много раз сложенной и перекрученной нитки. Где начало, где конец - не доищешься, но перережь в одном месте - и рассыплется вся.


Здание школы, в которой преподавал Суханов, потом отдали Иоанно-Богословскому женскому монастырю. И теперь настоятель лявлинского прихода духовно окормляет его насельниц и послушниц. А от монастыря на деревню Новинки открывается чудный вид: восстановленный Сухановым каменный храм Успения Божьей Матери и деревянная Никольская церковь. Никольской 422 года - это самая древняя деревянная шатровая церковь в России. "А ведь деревянные церкви обычно дольше двухсот лет не стоят. В чем секрет? В 1845 году ее ремонтировали", - Николай Васильевич рассказывает легенду, которую сам за легенду не считает: архангельский военный губернатор маркиз де-Траверсе восстановил церковь "по обету", после того, как его ребенок исцелился водой здешнего святого колодца.


Бусина за бусиной... "Тот источник жив! О нем надолго забыли, но несколько лет назад я снова его обнаружил. "Архгеолдобыча" провела исследования и выяснила: питается источник с большой глубины, метров 18-20, из-под слоя синей глины, поэтому и уровень воды в нем постоянный, - Николай Васильевич улыбается. - Ну, в книгах старых я не нашел нигде выражения "пить": верующие "омываются" или "умываются". И лявлинскую водичку не пьют, ею умываются с молитвой".

"Иногда рука торчала наружу"

Потом мы едем из Новинок в Малые Карелы, и тут-то Суханов произносит: "Через каждые три километра я буду говорить: а здесь тоже надо отслужить панихиду". В Лявле, в здании детского сада, располагалось Управление северных лагерей особого назначения - УСЕЛОН. Само слово Суханов впервые услышал от одной старушки: "Я уборщицей у "уселонцев" работала", - говорит. Я стал искать очевидцев. Узнал о расстрелах. Потом к делу подключился Владимир Акиндинович Митин, заведующий областным архивом. Надо копать, говорит. Мы взяли лопаты, пошли. И копали сначала здесь".


Машина останавливается у дачного кооператива "Северодвинка". Несколько метров пешком по снежной каше - и вот участок леса между дачных домов, неровно огороженный тонкими жердями. Николай Васильевич показывает на большой кованый поклонный крест, достает из кармана куртки сигареты, закуривает: "Я говорю Митину: смотри, это же ров. Где-то посередине мы начали копать. Кости. Мы все зарыли, написали заявление в Приморскую прокуратуру: так и так, копая землю, мы случайно нашли два черепа с дыркой в затылке, просим провести расследование и т.д. Нас стало трясти КГБ: откуда информация? Но я людей, которые мне об этом рассказывали, не выдал..."


Он вынимает из пачки вторую сигарету, обернувшись, машет рукой в сторону дороги: "Там, за дачами, стоял полк пограничников. Мальчики рыли эти рвы. К вечеру приезжала расстрельная команда, привозила трупы. Скидывали в ров, зарывали - иногда так, что рука торчала наружу. Когда этот ров раскопали, нашли более сорока черепов. А ведь здесь огорожено меньше четверти реального захоронения". "Известно, кто здесь захоронен?" - "Нет. Никаких следов не было, бирок, одежды - ничего. И никаких документов не сохранилось, даже путевых листов..."

Покаянный путь с красной строки

В 1925 году на озере Ельничном за два дня было расстреляно порядка семисот человек, в основном, священники. "Кто-то из них нес эту икону, она вместе с мертвецами попала в ров", - Николай Васильевич благоговейно проводит над иконой ладонью. Убирает ладонь - под ней... почти ничего. Доски под стеклом. Изображение - едва заметное, как дыхание. Продолжает невозмутимо: "Место для расстрела было выбрано наспех (вода подмывает остров в этом месте), икона выпала в речку и ее подобрал местный паренек Виктор Карельский. Хотел разжечь "досками костер, но вовремя увидел стяжки. Мы потом ее сфотографировали..." Показывает фотографию. А на снимке - великомученица Варвара. И в храме икона - рядом с недостроенным еще приделом новомучеников и исповедников Российских.


"Где же еще быть приделу новомучеников, как не в Лявле? - разводит руками Суханов. - Когда он будет освящен, очень бы надо провести крестный ход. Покаянный, от Жаровихи к нам в Лявлю. Раньше-то хотел начать в привокзальном районе Архангельска - там ведь тоже все на костях построено. Потом понял, что по городу пройти будет тяжело - придется дорожное движение частично перекрывать".


Тот крестный ход, который лявленский ктитор мечтал начать в "привокзалке", продлился бы три дня. В первый день нужно дойти до поселка силикатного завода, по пути отслужив панихиду у хлебокомбината - где была архангельская пересылка. Во второй - до Малых Карел, там еще два массива захоронений. Третий день самый тяжелый: Черный Яр (сюда приставали баржи с семьями раскулаченных I категории), Бабонегово (расстрелы 1936-43 гг., все обкомовские дачи здесь построены на костях), Псарево (захоронения 1937-50-х гг.), "Северодвинка" и панихида в Ершовке напротив того места, где были затоплены баржи с заключенными...


Будет у этого крестного хода и еще один день. Литургия в Успенском храме, в приделе новомучеников и исповедников Российских, утром четвертого дня. Географически - точка, а духовно - красная строка в покаянном пути Лявли.


Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА


* Ктитор - хранитель. Человек, отвечающий за материальный порядок в храме


Материал публикуется с разрешения авторов


На фото http://olegu.narod.ru: храмы в Лявле




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter