Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Февраль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
23244
Всего
230140091

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Христово воинство под знаменем Победы. Православие на Северной земле
10/05/2013 14:12

Христово воинство под знаменем Победы

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».

 

Священник Дмитрий Орловский благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943 год. Фото: С. Альперин
Священник Дмитрий Орловский благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943 год. Фото: С. Альперин
Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, — и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти — в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это — пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это — лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, — и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это — солдаты, которые сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками — и делились! — последним куском хлеба.

Помню рассказ настоятеля храма Кулич и Пасха протоиерея Виктора Голубева. Он был блокадным мальчишкой, его ранило во время артобстрела; чуть живого Витю принесли в госпиталь, и там солдаты — сами раненые, сами стоящие на грани смерти, — дали незнакомому ребёнку свою кровь.

Это были те, кто стоял на крышах блокадного Ленинграда, тушил зажигалки, не давал врагу сжечь город св. Петра. Как четко и чеканно определила Ольга Федоровна Берггольц:

Каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.

Добавим к этому, что пламенные раны — это образ, связанный со страданием Христа, но и Его прославлением. Он связан с уверением апостола Фомы, который осязал, как говорит Церковь, огненные ребра Вседержителя. Для нас, верующих, война — тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Федоровны Берггольц о блокадниках

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты ее уста,
Доска в гвоздях — как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.

И всё это было Православие! Оно жило в сердцах наших воинов, оно двигало ими. Пусть оно не было выражено в дорогих всем нам чеканных формулах Никео-Цареградского Символа веры; наши солдаты по большей части не могли, не умели исповедать своё Православие словами, — но они исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!

Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте представить себя на месте наших бойцов, — и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет… Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.

…Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск с хоругвями. Чего не было, того не было. Но с другой стороны, братья и сёстры, — нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа, русского духа, от Победы, проникнутой Духом Христовым, выстроенной на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии — есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».

 

Пряжка немецкого ремня со словами «Gott mit uns» («С нами Бог»)
Пряжка немецкого ремня со словами «Gott mit uns» («С нами Бог»)
Эту великую, небесную диалектику, которую мы постоянно встречаем в истории Великой Отечественной войны, я однажды попытался выразить в таком стихотворении:

Знали бы, где правда, а где правит грех,
Кто креститься мог, а кто не мог,
Но во имя Божье вы разбили тех,
Кто носил на пряжке «С нами Бог».

Что сейчас судьи нам мерить мантию?
Не такой была ли наша жизнь?
«Мама, я сейчас вступаю в партию —
За меня ты Богу помолись».

Воины — отважные, сердечные —
Кто из вас и не носил креста,
Мы помянем вас во веки вечные,
Ибо вы сражались за Христа.

Уже 68-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. В этом году он всего лишь на один день отличается от дня Пасхи Победы, которая пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца.

Это совпадение неслучайно. Маршала Победы — человека верующего — также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтит ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны старец архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

 

Атака стрелковых частей (пехоты) Красной армии в районе Сталинграда. В центре неизвестный командир с пистолетом пулеметом ППШ-41
Атака стрелковых частей (пехоты) Красной армии в районе Сталинграда. В центре неизвестный командир с пистолетом пулеметом ППШ-41
Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».





Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Обитель. Сямский монастырь: на пути к возрождению

- Монастырь действовал до 1924 года, - рассказывает настоятель архиерейского подворья «Богородице-Рождественский Сямский монастырь» иеромонах Иларион (Бережных). - После закрытия на его территории устроили поселок-коммуну «Искра», единственный каменный двухэтажный храм монастыря был взорван и разобран .С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа.

Наверное, безбожники полагали, что завершили более чем полутысячелетнюю историю обители. Но разве можно запросто вычеркнуть память о жизни монастыря?..

Наследие. Хранители Спаса-Каменного

- Это собрание уникально, все документы - живые, - считает директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Тихомирова. - Потому что это наша общая память. И еще - потому что мы знаем, что значит Спас-Каменный не только для Вологодчины, но и для всей России.

- Здесь рассказывается о разных событиях: и смешных, и драматических, - вспоминала Надежда Плигина. - Вот на стене - рисунки детей. Давным-давно, в начале девяностых годов, корабль привез на остров воспитанников детского лагеря. Дети уехали, а потом прислали рисунки: на них и остров, и Александр Николаевич, и я тоже там.


Цена объятий

...А я вот задумался на этот раз о том, о чем не думалось как-то прежде – так не думалось. Трудно ли заблудившемуся сыну собраться в обратный путь? Да ясно, что нелегко. И путь не близкий, и стыдно, и страшно, да и прежде того надо «в себя прийти», как сказано в притче, потому что до того и не помыслишь о нем, о возвращении. А легко ли, будучи сыном по естеству, унизиться до звания наемника? И не в каком-то сиюминутном порыве, а сознательно решить проситься в дом родной лишь в таком качестве, не смущаясь ни трудностью подобного положения, ни позорностью его для того, кто в доме этом должен был стать одним из совладельцев!..

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Борьба со злом. О различном отношении к врагам

Сам Христос Спаситель бичом изгнал из храма Божия оскорбителей святыни Его. Когда дело идет о славе Божией, о спасении ближнего, тогда противься злу, делай все, что можешь, чтобы зло прекратилось; но когда обида касается одного тебя, когда от нее нет никому другому вреда, а в твоем сердце начинает кипеть чувство мести, тогда — не противься злому. “Не говорит: не противься брату, — объясняет святитель Иоанн Златоуст, — но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению диавола, и таким образом, слагая вину на другого (на диавола), весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Сим образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнем погашают огонь, а водою”» (16. См. толкование на Мф. 5:39)...










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter