Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Октябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
57612
Всего
244634798

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Борьба за Арктику в контексте геоэкономических, военно-политических и транспортных стратегий. Православие на Северной земле
30/01/2020 15:17

Борьба за Арктику в контексте геоэкономических, военно-политических и транспортных стратегий

Значительный интерес к Арктике проявляют и те государства, территории которых весьма удалены от неё, а именно Китай, Индия, Япония, Южная Корея. Так, в частности, Южная Корея сохраняет лидерство по научным программам по изучению Арктики и строит корабли газовозы для российских арктических проектов. Южнокорейские компании-перевозчики активно проявляют себя в использовании Северного морского пути. Кроме того, компания Saudi Aramco (Саудовская Аравия) планирует закрыть сделку по вхождению в российский проект «Арктик СПГ - 2» в 2019 году. Об этом журналистам сообщил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, который одновременно занимает и пост председателя совета директоров компании...


 

 

Огромная сплошная территория (российский Север), добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества.

В.И. Вернадский

Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану.

Адмирал С.О. Макаров

Арктический регион имеет особое значение, поскольку находится на самой вершине планеты и играет колоссальную роль в экологическом развитии Европы, Азии и Америки. Именно он в XXI веке может стать территорией жизненного пространства для большинства человечества, для будущих поколений.

Арктика - важнейший стратегический регион и северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах Полярного круга (66°33' северной широты). В данной зоне расположены территории 6 приарктических государств: России, США, Канады, Дании, Норвегии и Исландии. Еще два государства - Швеция и Финляндия - имеют территории за Полярным кругом, но не обладают выходом к береговой линии Северного Ледовитого океана. 

Значительный интерес к Арктике проявляют и те государства, территории которых весьма удалены от неё, а именно Китай, Индия, Япония, Южная Корея. Так, в частности, Южная Корея сохраняет лидерство по научным программам по изучению Арктики и строит корабли газовозы для российских арктических проектов. Южнокорейские компании-перевозчики активно проявляют себя в использовании Северного морского пути. Кроме того, компания Saudi Aramco (Саудовская Аравия) планирует закрыть сделку по вхождению в российский проект «Арктик СПГ - 2» в 2019 году. Об этом журналистам сообщил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, который одновременно занимает и пост председателя совета директоров компании.[1]

Наглядные примеры ярко демонстрируют тот факт, что многие государства мирового пространства привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, запасы пресной воды и возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок, которые могут послужить их национальным интересам.

Арктика может стать самой крупной кладовой энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты - это перспектива ее ближайшего будущего, это перспектива XXI века. Ещё в  сентябре 2008 года в России были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».[2]Основное внимание в этом документе уделено разработке ресурсов (к 2016-2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной базой Российской Федерации»), а также использованию Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной коммуникации. Морской путь из Европы в Азию через Арктику - гораздо короче, чем через Суэцкий канал. Из Лондона до Шанхая южными морями идти 11865 морских миль, а северными - 8814. Как символический акт и наглядную демонстрацию всему мировому сообществу можно рассматривать погружение в 2007 российских батискафов на дно на Северном Полюсе и установление там государственного флага РФ.

С полной уверенностью также можно утверждать, что Арктика - это масштабный ресурс российского государства третьего тысячелетия, который она обязана использовать вдумчиво и рационально на пользу всего человечества. В данном случае целесообразно было бы в структуре правительства создать министерство Арктики и реализовать идею о создании национального проекта «Арктика».

Этот важный северный регион, с ее труднодоступными, но несметными богатствами и буферным положением между основными мировыми центрами, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры в XXI веке. Наиболее глубокие  и комплексные технические прорывы происходят тогда, когда человечество осваивает новую среду обитания. Приход в Арктику, и вообще на Север, означает не только создание новых платформ добычи, но и целые инфраструктуры жизнеспособного обитания, транспортировки и логистики.

Арктическая зона России во много раз превышает аналогичные территории других стран. Россия имеет на Севере самые большие шельфы. Она занимает более трети территории страны и характеризуется огромной протяженностью, экстремальными природно-климатическими условиями и высокой степенью неоднородности социально-экономического развития. Арктическая зона России играет особую роль в национальной экономике, так как там находятся значительные запасы углеводородов и минерального сырья.

Российскую Арктику отличают выгодные транспортно-географические условия, так как здесь пролегают кратчайшие пути между Россией, США и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. За последние годы в Арктике наблюдается беспрецедентное по скорости таяние ледяного покрова, что делает возможным судоходство и транспортировку грузов. По прогнозам ученых к 2030 году в период максимального таяния ледяной покров будет полностью исчезать, что сделает возможным не только судоходство из Китая в Европу, но и из Китая в Канаду и США. В свое время русский ученый, заложивший основы политической географии, В.П. Семенов-Тян-Шанский полагал, что «чрезматериковую» (межконтинентальную) систему организации транспортного пространства отличает от других масштабность, массивность, континентальная целостность, что придает ей все природные «задатки прочности». Современный американский мыслитель и политик Л. Ларуш, в рамках возрождаемого им проекта NAWAPA (Североамериканский энергетический и водный союз), поддерживает идею строительства железнодорожной магистрали через Берингов пролив, где он уверен, что Россия на два поколения вперед могла бы быть обеспечена грандиозным делом, меняющим лицо не только Сибири, но и всей Азии.

Геологоразведочные работы, выполненные в российской части Арктики, позволили заявить о том, что нефтегазовый потенциал осадочных бассейнов российского Арктического шельфа сравним с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. В районах, которыми наша страна уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1 процентов всех запасов Арктики. Прилегающий к территории России Арктический шельф может стать в XXI веке основным источником углеводородного сырья как для нее самой, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн. т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн. кв. км - это наиболее перспективные участки.[3]

Санкции ЕС и США нацелены против российских нефтегазовых проектов в Арктике. Их адресность демонстрирует реальность соперничества в этом регионе за освоение ресурсов и показывает, что Запад крайне не заинтересован в продвижении России по этому пути, несмотря на свою возрастающую потребность в энергоресурсах.

Проведенные в Арктике прежде морские границы все более настойчиво оспариваются. Согласно международному праву, регулируемому Организацией Объединенных Наций (ООН), каждая страна может претендовать на расстояние до 200 морских миль от своего побережья, что называется «исключительной экономической зоной». На данный момент только Норвегия и Исландия - единственные две страны, которые подали претензии относительно границ в Арктике и которые были одобрены Организацией Объединенных Наций. Претензии России, Дании и Канады, которые во многом совпадают, еще ожидают своего решения. Таким образом, отметим, что отсутствие признанной и нормативно оформленной демаркации морских пространств и шельфа лишь способствуют нарастанию геополитических и геоэкономических противоречий в Арктике.

В этой связи, особую актуальность приобретает создание международной военной инфраструктуры для защиты арктических рубежей и повышения устойчивости северных регионов современной России. Арктическое побережье составляет 22,6 тыс. км, то есть, более 58 процентов всей протяженности береговой линии страны, над ее территорией пролегают потенциальные траектории движения межконтинентальных баллистических ракет США, а акватория Северного Ледовитого океана практически не обеспечена возможностями для противолодочной обороны.[4] В целом к 2019 году Россия завершила создание целостной арктической группировки войск, что, несомненно, можно отнести к очевидным достижениям министерства обороны.

 Отметим, что в Арктической стратегии США в отличие от стратегий других стран наиболее явно прослеживается силовая составляющая, демонстрируется стремление к единоличному лидерству в Арктике. Совокупные расходы США и Канады на расширение их военного присутствия в Арктике за последние 6 лет увеличились примерно на треть, Дании и Норвегии - минимум на 20 процентов. В американском и канадском арктическом секторах продолжают создаваться новые военные объекты, пункты теле и радиоразведки и т.п.[5]

Глава комиссии США по исследованию Арктики М. Тредуэлл в свое время указывал, что доступная Арктика означает новые и расширенные маршруты для американских военно-морских перевозок, а появление самолётов, ракет и противоракетной обороны сделало регион Арктики важной точкой для демонстрации мощи и передовым районом для обеспечения безопасности Северной Америки, Азии и Европы. [6]

По данным отчета исследовательского центра конгресса США к 2020 году Пентагон намерен заменить истребители F-16, которые относятся к 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске, на новые F-35. Перевооружиться обяжут и союзников по НАТО. Так, Норвегия собирается поставить на вооружение американские истребители пятого поколения в количестве 52 самолетов.[7] Норвегия, кроме противостояния с Россией в военном плане, продолжает развивать транспортную инфраструктуру и, возможно, в 2019 году будет окончательно утвержден вариант железной дороги, соединяющей добывающие районы Финляндии с норвежским побережьем.

В ноябре 2018 года прошли у российской границы крупнейшие за постсоветскую эпоху учения НАТО в Арктическом регионе Trident Juncture 2018 - с участием более 50 тысяч военнослужащих и крупных сил авиации и флота. В учениях приняла участие и авианосная ударная группа во главе с авианосцем «Гарри Трумен», прервавшим свою подготовку к миссии в Персидском заливе.[8] Кроме того, министр ВМС США Р. Спенсер также заявил о том, что изучается вопрос создания стратегического порта в Беринговом море. Он подчеркнул, что это будет общегосударственный проект, в котором примут участие ВМС США, Береговая охрана США и частные компании.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прогнозировать, что отношения России с США по арктическим вопросам, по всей видимости, будут носить более сложный и конфронтационный характер, поскольку связаны со стремлением Вашингтона при решении многих политических проблем добиваться «свободы рук» и позиции лидера в обход международных организаций, а порой и международного права.

В свое время министр обороны Великобритании Г. Уильямсон также заявил о том, что Великобритания в Арктике должна наращивать военную мощь и назвал этот регион «собственным задним двором» Лондона. Он был немедленно поддержан комитетом по обороне парламента Великобритании, который прореагировал следующим образом - «возобновление внимания НАТО к Северной Атлантике можно только приветствовать, и следует поздравить правительство с лидерством, которое Великобритания продемонстрировала в этом вопросе».[9] Как тут не вспомнить известного британского политика и дипломата У. Черчилля заявившего как-то, что военная машина обеспечивает тот блеск стали, который заставляет дипломатию работать.

В силу особого географического положения, наличия больших запасов природных ресурсов, оборонной, научной и экологической значимости Арктика является местом пересечения интересов многих стран. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы в регионе сохранялась обстановка мира и сотрудничества, а имеющиеся между странами противоречия не приводили к напряженным отношениям и конфликтным ситуациям. В тоже время можно заявить и о том, что тот, кто контролирует Арктику, будет во многом контролировать мировую экономику и новый международный стратегический коридор (Северный морской путь).

Особое значение в данном случае имеет стратегический порт Печенга. Именно он как никто другой может быть задействован в добыче и переработке биоресурсов, перевалке стратегических грузов, а также может являться целевой базой для освоения природных ресурсов Арктики. Кроме того, город Санкт-Петербург также может стать научно-производственным плацдармом для покорения Арктики.[10] Согласимся, что интеллектуальный, производственный  и культурный потенциал Санкт-Петербурга позволяет обеспечить полномасштабное освоение Арктики. В городе работают Крыловский научный центр - основа отечественной судостроительной науки, Центральный институт морского флота, «Гидрографическое предприятие», «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и другие организации, чья деятельность непосредственно направлена на решение задач по освоению Арктики. Кроме того, в современной России в атомной и близких к ней энергетических отраслях накоплен огромный потенциал принципиально новых проектов, которые находятся в высокой степени готовности и превосходят зарубежные аналоги.

В этой связи заслуживает внимания завод «Ямал - СПГ» - самый северный в мире завод по сжижению природного газа, никто раньше так близко к Северному полюсу с таким производством не подбирался. Реализация проекта «Ямал - СПГ» в виде строительства завода, поселка и порта Сабетты потребовали инвестиций в объемах, превышающих 20 млрд. долларов.[11] По факту проект «Ямал СПГ» (50,1 процент у Новатэка, по 20 процентов - у французской Total и китайской CNPC (Китайская национальная нефтегазовая корпорация), 9,9 процентов - у фонда «Шелкового пути») реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале.[12]

Завод, аэропорт, собственная электростанция, комфортабельный вахтовый поселок, морской порт - все это появилось на месте крохотного поселка с населением в сотню человек, причем в сложных и суровых климатических условиях. При этом подчеркнем, что это была частная инициатива компании Новатэк, но за весьма значительные налоговые льготы от реализации проекта в будущем. Кроме прочего, при осуществлении строительства железной дороги на полуострове Ямал по инициативе Газпрома и РЖД (меморандум уже подписан) появится возможность разрабатывать месторождения полезных ископаемых. Так, предварительная геологоразведка в этом районе показала богатые запасы рудных ископаемых, месторождения меди, свинца, цинка, алюминия, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, фосфоритов и баритов.

«Арктик СПГ-2»  - это второй  СПГ - проект компании Новотэк на Ямале, мощность которого  составит 19,8 млн. т/год СПГ (три линии мощностью 6,6 млн. т/год каждая). Планируемый срок запуска первой линии - 2022-2023 гг. с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 гг.
Капитальные затраты по проекту «Арктик СПГ-2» оцениваются в 10 млрд. долларов, против 27 млрд. долларов по проекту «Ямал СПГ».[13]

В сложившихся обстоятельствах чрезвычайно важным и дальновидным является привлечение в качестве партнеров те страны, которые заинтересованы в долговременном доступе к арктическим ресурсам и которые могут разделить с Россией бремя создания, так называемого, «арктического техноценоза». Для России с её сырьевой экономикой освоение Арктики является жизненно важным приоритетом, а освоение шельфа, где залегает около трети всех мировых шельфовых запасов углеводородов, еще и серьезным технологическим вызовом, решение которого способно преодолеть многие проблемы человечества, актуально стоящие в XXI веке.

Вода, наряду с энергией и продовольствием, стала одной из основных  глобальных проблем человечества, которую необходимо будет решать в XXI веке. Ключ к ее решению, в том числе, находится и в Арктике. Человечество  остро  стало  ощущать  все  прошлые  и  настоящие  ошибки,  связанные  с  неправильным  обращением  с  природой.  Это  связано  с  тем,  что  на  наш  век  выпала  одна  из  глобальных  экологических  проблем  -  острая  недостаточность  пресной  воды.  Пресная  вода  -  вода,  в  которой  в  минимальном  количестве  содержится  соль. В мире есть четыре страны, которые могут стать крупными поставщиками пресной воды: Россия, Канада, США и Дания. Эти страны обладают наибольшими территориями в Арктике, контролируют арктические акватории. У Дании в распоряжении огромный остров, занятый ледниками - Гренландия.

Основная часть общемировых запасов пресной воды как бы законсервирована в ледниковых покровах земного шара. При этом в первую очередь имеются в виду ледниковые покровы Антарктиды и Гренландии, морские льды Арктики. Только за один летний сезон, когда наступает естественное таяние этого природного льда, можно было бы получить более 7000 км3 пресной воды, а это количество превышает все мировое водопотребление. С точки зрения перспектив использования ледников в качестве резерва пресной воды особый интерес представляют ледники Антарктиды и Арктическая зона. Уже в 1990-х гг. российские специалисты разработали проекты «Чистый лед» и «Айсберг», которые составили единый проект «Чистая вода», включенный в международную программу «Человек и океан. Глобальная инициатива».

Российскими учеными также разработана технология опреснения воды в Арктике. Она очень проста. Нужно выбрать подходящее ледовое поле, установить на нем дождевальные установки, через которых соленая вода распыляется над ледником. После намороженный лед режется на блоки, которые складываются в танкеры, и могут развозиться по всему миру.

Метод испытан в России, на Полярном Урале, где сотрудники лаборатории инженерной гляциологии Института географии РАН  всего за 19 часов создали ледник из 1200 тонн плотного зернистого фирна. Разработанная учеными установка позволяет получить до 1500 тонн льда в сутки. Если создать целую индустрию опреснения методом вымораживания, то можно опреснять воду десятками кубокилометров. Потому пресная вода является возобновляемым ресурсом. Вопрос стоит только в том, чтобы лед доставить из арктических морей в страны-потребители.

Создание международной технологической платформы, связанной с последними достижениями в области робототехники может стать драйвером в освоении Арктического региона в XXI веке. Технологическая платформа - это объединение представителей государств, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. Именно эта технологическая платформа (возможны и другие) может стать важным инструментом Арктической научно-технической и инновационной политики. При этом все крупные индустриальные державы пользуются робототехникой как движущей силой уже начавшегося или будущего роста и инноваций.

Возведение подводных комплексов с полным производственным циклом, работающих в дальнейшем под руководством морских роботов - это не кадр из фантастического фильма, это реалии сегодняшнего дня российских ученых, наметивших освоить месторождения Арктической зоны России, представляющей собой колоссальный мировой сырьевой резерв и одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.

Научно-технический прогресс достиг уровня, когда проекты, которые совсем недавно казались фантастикой, становятся реальностью. Морские роботы, работающие в группах, будут передавать в центр управления информацию о температуре, давлении в скважинах, сейсмической активности, экологической ситуации в районах добычи. На данном этапе в проект уже включились Дальневосточное отделения РАН, энергетические компании «Роснефть» и «Газпром», а также специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» и Фонда перспективных исследований.

Сегодня на повестке дня для современной России первостепенная задача - избежать втягивания страны в военные конфликты, предупредить возможность каких-либо социальных беспорядков и бунтов и сосредоточить усилия народа и государства, прежде всего, на технологическом рывке, на вопросах созидания и преобразования. Миссия России XXI века - это освоение Арктики в интересах всего мирового человечества. Разумное соединение внутреннего и внешнего потенциала новой технологической революции в условиях слабости препятствующих ей институциональных барьеров и групп особых интересов, позволит развернуть эту революцию в России более быстрыми темпами, чем во многих других странах. На данном направлении важно объединить все мировые конструктивные научные, технические, технологические, политические, экономические и иные силы для решения жизненно важных задач человечества.

Дикая природа Арктики - ценнейшее достояние человечества, резерв биосферы, капитальная часть природной базы будущей цивилизации. На наш взгляд, этот принципиальный тезис должен быть поставлен во главу угла теми, кто непосредственно заинтересован в освоении и эксплуатации арктического региона.

Юлия  ХарламоваРусская народная линия

[1] Саудовская Аравия планирует закрыть сделку по вхождению в «Арктик СПГ - 2» в 2019 году URL.: https://tass.ru/ekonomika/6008119?fbclid=IwAR0bX_Dw0fBeJupGJIDBD83_e7wNSnXtS3Yoz-wXupNJi9azRDMITHbRN3w

[2] Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL.: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html

[3] Балиев А. Экономика и геополитика Арктики. URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/12/18/ekonomika-i-geopolitika-arktiki-37483.html

[4] Храмчихин А. А. Значение Арктики для национальной безопасности России, Китай может стать арктической державой // Арктика и Север. 2015. №21. С.88-97.

[5] Балиев А. Экономика и геополитика Арктики. URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/12/18/ekonomika-i-geopolitika-arktiki-37483.html

[6] Золотухин И.Н. Северный морской путь как трансокеаническая магистраль. Проблемы освоения в аспекте интересов держав Северной Пацифики: взгляд из России // Ойкумена, 2013. - № 2. - С. 21.

[7] Красилова Е. Арктическая гонка: США мутят воду в Северном Ледовитом океане. URL: https://ria.ru/20180515/1520578764.html?fbclid=IwAR0cxASyIOM5NzgknrjFnoLPYIa_SyueH2cXETaOw1U9g83MTVo86Lc1Who

[8] Павловский И. Ждать ли провокаций США в Арктике в новом году? URL: http://www.iarex.ru/articles/63422.html?utm_source=smm-vk&;utm_medium=social&utm_term=main

[9] Маутнер Г. Сегодняшняя Арктика - это не что иное, как Земля желанных сокровищ
интернет-журнал «Новое Восточное Обозрение». URL: 
https://journal-neo.org/2018/12/29/today-s-arctic-is-the-desired-treasure-land/

[10] Рыжова А.В. Санкт-Петербург имеет потенциал стать научно-производственным плацдармом для освоения Арктики URL: https://riss.ru/analitycs/17048/

[11] Марцинкевич Б. Растущая роль СПГ в развитии России URL.: http://geoenergetics.ru/2018/11/06/rastushhaya-rol-spg-v-razvitii-rossii/

[12] «Ямал СПГ» осуществит первую перевалку газа в Норвегии URL.: https://tass.ru/ekonomika/5833675

[13] Танкеры завода «Ямал СПГ» провели первую перевалку СПГ на севере Норвегии URL.: http://www.imperiyanews.ru/details/44af3d7e-1def-e811-80f7-020c5d00406e

 

*******************************

Освоение Арктики как шанс для России и мира 




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска







Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter