Яндекс.Метрика


Какая у России национальная идея?
модернизация и демократизация
патриотизм и благосостояние всех жителей
Русь Святая, храни веру православную!
спортивные и экономические успехи
России не нужна национальная идея
Всего голосов: 439

 Архив
<< Июль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
<< Архив новостей >>
По нашим данным,
просмотрено страниц:
Сегодня
3139
Всего
236698854

Rambler's Top100 Rambler's Top100  - logoSlovo.RU
 Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Русский Север, который к нам возвращается . Православие на Северной земле
22/08/2008 19:30

Русский Север, который к нам возвращается

Храмы возводят и рушат. Порой строят ещё родители, а дети уже проклинают «Отцово знанье». Сегодня, после стольких лет духовной борьбы, забвений и обретений, мы снова задаём вопросы. - Те же, что задавал человек с самого Сотворения мира! Меж тем ответ - так далеко, так близко, дорога до храма - вон там, за окном; а ведь кто-то ищет её десятилетиями. Мы не собираемся указывать путь. Мы лишь хотим, пытаемся рассказать о том, как его находят. Как строились, рушились и возрождались храмы. Недаром замечено: в истории церкви и Церкви - путь России - «Любови Спасовой, кроткой думы Господней»...

Исторический путь Православия на Русском Севере - это великий духовный подвиг и, одновременно, страшная трагедия русского народа. История каждого северного храма - это мистическое переосмысление судьбы нашей многострадальной Родины, где добродетель и грех, созидание и разрушение, свет и тьма шли так близко друг с другом...


В рубрике «Наш взгляд» мы начинаем совместный проект с редакцией газеты «Правда Северо-Запада», посвященный святым местам северной земли.


От редакции «Правды Северо-Запада»:

...Храмы возводят и рушат. Порой строят ещё родители, а дети уже проклинают «Отцово знанье». Сегодня, после стольких лет духовной борьбы, забвений и обретений, мы снова задаём вопросы. - Те же, что задавал человек с самого Сотворения мира! Меж тем ответ - так далеко, так близко, дорога до храма - вон там, за окном; а ведь кто-то ищет её десятилетиями.


Мы не собираемся указывать путь. Мы лишь хотим, пытаемся рассказать о том, как его находят. Как строились, рушились и возрождались храмы. Недаром замечено: в истории церкви и Церкви - путь России - «Любови Спасовой, кроткой думы Господней». Пускай путь этот тягостен. ...Пускай. Главное - показывать неустанно, что он есть, этот путь «По святым местам».


Некогда «отправились дорогами нехожеными ко Студёну морю, в пустынно место», иноки. Так рождалась духовная сила Русского Севера, так родились древние наши обители. Время вернуть Русский Север. Время самим вернуться.


Илья Азовский
- главный редактор «Правды Северо-Запада»,

Дмитрий Жаворонков, ведущий рубрики «По святым местам»


Озеро, обретшее купола


Девять веков жизни, семьдесят лет разрушения и три года возрождения мошинского прихода


Часть I 


В полусотне километров от Няндомы лежит широкое Никольское (Мошинское) озеро, раскинувшееся на полтора десятка километров.  До революции по его берегам жили одиннадцать тысяч человек, стояли несколько храмов и множество часовен. Несмотря на то, что территориально Моша находится в Няндомском районе, исторически это - древнее, сказочное Каргополье. Где жили десятки тысяч вовсе не сказочных людей. Рожали детей. И ставили церкви. Люди - уже менее двух тысяч - в Моше по-прежнему живут. Иногда и детей рожают. А вот храмы ставить - как это после семи десятков лет забвения? Но семьдесят не семьсот. Русь же стоит не одну тысячу лет. Потому как ни ломай, а не переломить вековые традиции и память народа. Потому уже год как над древней землёй вместо покосившихся двухсотлетних крестов возвышаются новые купола и стены возрождаемого храма Рождества Пресвятой Богородицы.   


Девять веков


О мошинских краях и тамошних храмах известно как минимум с XII века - как раз в это время хозяином Каргополья становится Господин Великий Новгород. Первое упоминание о Моше мы встречаем в 1137 году: уставная грамота новгородского князя Святослава Олеговича говорит о волоках и, главное, погосте на реке Моша. Значит, церкви здесь, на погосте, стояли во времена, возможно, ещё более давние, чем те, когда была основана Москва. Девять веков живут в древней Моше люди. Нынешний Рождественский храм, что на островном погосте посреди Никольского озера, в няндомских краях далеко не первый. Хотя и последний из сохранившихся здесь каменных церквей (в годы коллективизации и последующее время Россию лишили стольких храмов, сколько она не теряла за все войны, начиная с петровской эпохи).


Существующий - и возрождающийся - храм построен в 1822 году. В «Ведомости о Церкви (по штату четвёртаго класса) Рождества Пресвятыя Богородицы Каргопольского уезда Мошинского прихода за 1866 год» читаем: «Построена в 1822 году тщанием прихожан, тёплая». Церковь имела три престола: во имя Рождества Богородицы, преп. Александра Ошевенского, а также во имя святых мучеников Флора и Лавра. «Вторая церковь была холодная, во имя Святителя и Чудотворца Николая и святой Великомученицы Параскевы, наречённыя Пятницы. Зданием каменная и с таковою же колокольнею». В честь святого Николая (как известно, Никола Чудотворец - едва ли не самый почитаемый на Русском Севере святой) названо и Мошинское (Никольское) озеро, на острове посреди которого и стоит погост. Стоит он уже девять веков.


Девять часовен 


«Деревянная, твердая, построена неизвестно когда и кем» - вот и всё, что известно о каждой из девяти часовен, стоявших по берегам Никольского озера. На месте одной из них (часовни во имя св. Пророка Илии), которая сгорела в середине XIX века, был поставлен деревянный крест. Сегодня несколько этих часовен ещё стоят по берегам озера, как, например, часовенка во имя Успения Божией матери и священномученика Власия. Стоит она при деревне Мостовая в пяти верстах от приходской церкви. Год за годом уходят она в землю, но по-прежнему возвышается над полями безмолвным памятником. Безмолвным, но живым. Который от слова «память». К сожалению, ни одну из сохранившихся часовен спасти уже не удастся: строения насквозь прогнили. Поэтому для Моши главное - восстановить церковь».    


Трудное вспоминание мошинской церкви


Рождественскую церковь «вспомнили» ещё в советские годы, когда она, заброшенная, несколько десятков лет стояла под дождями и ветром.


«Храм, закрытый в середине тридцатых и превращённый в склад, на заре советских лет решил восстановить Отец Сергий с матушкойпоследний председатель местного райисполкома Виталий Андреевич Оленник» - рассказывает иерей Сергий Умбрасас, настоятель и инициатор восстановления Рождественской церкви, - Летнюю Никольскую церковь тогда же, в тридцатые, снесли. Ничего не осталось и от старинного кладбища, расположенного с восточной стороны от храма» (С южной стороны находились могилы трёх священнослужителей, точное местонахождение которых так и не удаётся установить).


Но сама церковь стояла. По словам Фёдора Филипповича Михайлова - одного из жителей Моши, который участвует в возрождении храма - «кирпичи от разобранной Никольской церкви, которые были сложены на льду, провалились в Никольское озеро. Рождественскую церковь вначале хотели превратить в театр, да акустика подвела. Потом здесь был амбар... Вплоть до шестидесятых годов в церкви сохранялись даже иконы, местные храм не трогали». Затем церковь стали разбирать на стройматериалы окрестные жители (о-крестные, от слова «крест»!). Таким же образом, «по кирпичу», разобрали и разорённые уже в девяностых коровники. А храм так и стоял - с ветром в пустых окнах и обрушающимися стенами. Так же, с ветром в голове, ходили и жители Моши, которую атаковали сектанты. В местной школе (у истоков которой - мошинская церковно-приходская школа при погосте) активно проповедовали «Свидетели Иеговы». Деятельность последних вскоре была пресечена. А церковь...


Но церковь не забыли: в 2006 году силами няндомских священников и нескольких окрестных (о-крестных!) жителей начались трудные восстановительные работы. За этот небольшой срок, без какой-либо материальной поддержки, старинный храм был буквально спасён. Полностью новая крыша и купола над центральным объёмом остановили угрозу разрушения храма. Упоминавшаяся «Ведомость о церкви...» гласит: «зданием каменная, крепкая»: искусство строителей, которые возвели прочные стены и своды, позволило зданию, где с начала прошлого века и до 2006 года не проводилось никаких ремонтных работ, выстоять.


Отец Сергий Умбрасас: «Теперь для нас важно, чтобы церковь жила, и жила постоянно. Для этого нужно построить приходской дом, чтобы около храма постоянно жили люди, звучала молитва. Это главное условие»...


Часть II


...Русь. Каргополье. Рождественский храм на Никольском погосте... Российская империя. Фатьяновская волость Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Храм Рождества Пресвятой Богородицы... Десятки лет молчания, и вновь: Россия, Архангельская область, Няндомский район. Рождественская церковь.


«Душой прикипел»


Над мошинским озером - чайки. Мы с Фёдором Филипповичем идём по берегу к погосту. Капитан третьего ранга Михайлов, служивший ещё на первых атомных подлодках, сегодня уже разменял восьмой десяток. А семнадцать лет назад приехал сюда, на Север. Жить. Ведь «душой прикипел».


«Мать была верующая, отец атеист, - вспоминает Фёдор Филиппович, - Но матери не препятствовал. Когда я стал комсомольцем, неоднократно пытался её «вразумить». Батя своё слово сказал: мол, её вера». В то время Михайлов, бывший атеист и комсомольский работник, ещё и не подозревал, что будет практически заново и по собственной воле участвовать в возрождении храма. А семь лет назад Фёдор Филиппович обвенчался с супругой в Няндоме. Говорит, «теперь и детки все крещёные, а дальше уж пускай сами решают».


Ещё полвека назад по берегам Никольского (Мошинского) озера жили тысячи людей - это не кроме детей, которых тогда десятками рожали. Только в последние двадцать лет, судя по количеству избирателей, население сократилось вполовину. «И с каждым годом людей всё меньше и меньше» - даже не с грустью, а каким-то печальным осознанием отвечают местные. «Когда начали строить Няндому, - рассказывает старожил Моши Александра Феодосиевна, - жители уехали с берегов озера вначале в Макаровскую (самое большое село на озере - прим. авт.), а затем в город». Поозерье даже в советские годы славилось своим сельским хозяйством. Сегодня ферма осталась только в Макаровской.


Восстановлению подлежит!


Но отстраивать Рождественский храм стали не сразу. До начала двадцать первого века он пустовал, разрушался; и процесс этот протекал всё быстрей и быстрей. Местные жители, поживившись кирпичами с погоста, прикидывали:  когда же рухнет обвалившийся алтарь. Но вопреки предсказаниям местных, церковь год за годом стояла; и год за годом в Никольском озере отражался крест. Меж тем приход был нужен жителям мошинского поозерья: венчаться и крестить детей они ездили в Няндому, за пятьдесят километров. В начале текущего века, чаянием настоятеля няндомского храма отца Олега, в Макаровской устроили молельный дом, вокруг которого за прошедшие годы сформировалась небольшая, но дружная община. А в 2006 году было решено возродить погост.


Мошинский просторМы в Рождественской церкви, уже сияющей новыми куполами (в прошлом году была восстановлена крыша). Внутри, на первый взгляд, удручающая картина: обвалившаяся кладка, многочисленные надписи на стенах - от храма - только планировка осталась...


Фёдор Михайлов: «Некоторые говорили - мол, только сумасшедшие восстанавливают храмы. Тяжело это, да... Но, надеюсь, когда наш настоятель, отец Сергий Умбрасас, литургию Божественную здесь проведёт, легче будет. Храм-то оживёт! Скоро, в 2022 году храму исполнится двести лет. К этому времени, надеемся, здесь уже будет крепкий приход... Пока - везде, в каждом шаге чувствуем большое сопротивление».


Старая кладка местами сильно повреждена, но в целом сохранилась. Более того, её каждое лето восстанавливают няндомские мастера: семья профессиональных каменщиков, православных людей, каждое лето живут здесь работают. Алтарный свод, грозивший обрушением, уже восстановлен. А ведь первоначально обвалившуюся кладку хотели делать заново, что стоит огромных денег. По подсчётам архитекторов, на приведение только основных конструкций здания в порядок требуется три миллиона рублей. Быть может, и вправду это сумасшествие - ведь храм строится, как и заведено в России, на средства прихожан. Но - вот она - новая крыша...


Две иконы и крест


От церковного имущества, разворованного в середине прошлого века, остался старый крест, который теперь будет храниться как реликвия, и несколько икон. Две из них возвращены в храм - на них едва просматриваются лики Апостола Петра и св. Александра Ошевенского. В советские годы, чтобы спасти утварь и образа, их закапывали, прятали в лесах, а подчас использовали икону как столешницу.


Работать прихожане и батюшка начали два года назад: сначала убрали весь мусор, затем начали делать крышу, чтобы остановить обрушение. Возле церкви, неподалёку от бывших домов священников и диакона, живёт пенсионер Михаил Сергеевич; с первых дней он помогает в обустройстве храма: «Да что там, помогаю... Три пенсионера, да нездешние рабочие. Вот и восстанавливаем. Почему? Надо».


Фёдор Михайлов:
«Много ещё на селе здоровых мужиков, да мало кто помогает. Основной наш инженер и строитель - Валерий. Это с ним мы и старую крышу разобрали, и новую сделали. Некоторых упрашиваем, некоторые сами идут. С Заозёрного три-четыре человека приезжают работать, молодые, ... лет по пятьдесят. И некрещёные помогают, есть один мужчина, так он недавно на шестом десятке крестился. Батюшка так и говорит: кто хочет работать, тот и будет работать».


Недавно отец Сергий привёз в храм кирпичи - вскоре будет поставлена новая печь. Сам священник вместе с матушкой и пятью детьми - большая (но только по сегодняшним, городским меркам) семья - также восстанавливают церковь. Всего в няндомском районе, где были закрыты почти все храмы, отец Сергий окормляет три прихода. 


Теперь каждый месяц, а то и чаще, в Рождественской церкви проводится служба. Есть и свой хор. Но главное - теперь жители мошинского поозерья стремятся жить духовной жизнью, исповедаются и причащаются. Причём не за пятьдесят километров от дома. 


P.S. Уехать за несколько десятков километров к заброшенному погосту XVI века, что в Красноборье, и возродить опустевшие деревни - сумасшествие?..


Дмитрий Жаворонков

На авторском фото: 1) Рождественская церковь 2) отец Сергий с матушкой 3) Мошинские просторы




Первое богослужение прошло строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе Архангельска 12 сентября, в день памяти святых Александра Невского и Даниила Московского. Служение Божественной литургии в нижнем храме собора возглавили епископ Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Архиереям сослужили клирики епархии. Помолиться за богослужением и поздравить владыку Даниила с днем Тезоименитства собрались представители светской власти и множество верующих.
Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска


Владимир Легойда: Пасху праздновали и во время чумы – отпразднуем и сейчас

 Церковь свидетельствует о том, что служение священников в условиях коронавирусной инфекции так же важно, как и работа врачей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников и других сограждан, которые идут на риск ради нас с вами.
Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви. При посещении верующих на дому, священники, разумеется, соблюдают все меры предосторожности...

Обитель. Вслед за святым Дионисием

Святой основатель Глушицкого Сосновецкого монастыря поселился в красивом месте на вершине холма, мимо которого протекает Глушица - лесная речка, извилистая и быстрая. Путь ее лежит по Харовскому и Сокольскому районам в Сухону. Пока идешь по лесу от шоссе к месту, где преподобный Дионисий поставил обитель, Глушицу приходится преодолевать несколько раз. В свое время монахи через реку перекинули мосты и ухаживали за ними; следили за обеспечением пути к Сосновцу и насельники монастырских построек в XX веке. Здесь вначале устроили сельхозартель и детдом имени В. И. Ленина, после войны - психоневрологический интернат. А в 1990-е годы детей-инвалидов вывезли под Вологду, деревня Сосновец опустела....


Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

«Надо смотреть правде в глаза, современная война, по большей части, бесконтактна. Очень редко бойцы встречаются в окопах один на один в рукопашной. Война уже перестает быть столкновением двух масс войск в штыковой атаке, как это было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Всё сейчас строится на так называемом оружии массового поражения и на не индивидуализированном оружии. Если запретить освящать оружие массового поражения, то надо запрещать освящать всякое оружие, как таковое. Но это значит – поставить вопрос о легитимности защиты Отечества и о священном долге перед Родиной»...

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано...

Коронавирусное «богословие»

Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..










www.pravoslavie-nord.ru .
Copyright "Архангельск-ИНФО" 2007
Создано на базе CodeIgniter